Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Рынок мобильных сервисов (VAS) в период кризиса». Ее участники отмечают, что в условиях кризиса происходит снижение доходов от неголосовых сервисов. Ситуация обостряется потенциальной войной стандартов, в которую, кроме 3G и WiMax, могут вмешаться новые решения.«На мой взгляд, WAP если еще и не умер, то умрет в ближайшем будущем. Во-первых, это - устаревшая технология, тупиковая ветвь в дереве эволюции интернет-протоколов, во-вторых, 300 рублей за мегабайт как-то плохо стыкуется с 3G и его тарифными планами, в третьих, мне вообще непонятно зачем пользоваться WAP, если можно пойти на обычный мобильный сайт (HTTP, HTML) и получить все то же самое», - рассказал исполнительный директор ЗАО «Грамант» Анатолий Филин. Его поддерживает исполнительный директор «ИнкорМедиа» Дмитрий Александров: «WAP как источник доходов перспективным назвать достаточно сложно, революционности здесь никакой нет, и его будущее зависит исключительно от политики оператора. Основным драйвером роста в мобильном интернете является WEB-доступ, но если операторы будут продвигать контент через WAP, как это делают, например, МТС и Билайн, используя модель WAP-sharing с акцентом на «бесплатность» самого контента, то «живучесть» его как источника дохода сохранится еще достаточно долго».Эволюция мобильных сетей также может принести много неожиданностей. «Уже появились и могут еще появиться «темные лошадки» типа стандарта LTE или «сети долгосрочного развития». Такое ощущение, что западные мобильные операторы уже решили двигать этот стандарт, очень похожий на WiMax, но более удобный в плане перехода на него с 3G и 3,5G и, видимо, в плане извлечения контролируемых доходов», - считает г-н Филин. Более осторожен руководитель отдела мобильных решений ИК «ФИНАМ» Константин Каменев: «Мне кажется, что говорить о “войне стандартов” еще рано. Вспомните, как начинался рынок сотовой связи в России. Самым популярным стандартом был NMT450. Если проводить достаточно грубые аналогии - то эта ситуация в чем то схожа с битвой за жизнь стандартов HD и Blue ray. Ситуация станет понятной через пару лет».Эксперты отмечают, что кризис негативно влияет на развитие VAS-сервисов. «Здесь на общий сезонный фактор также накладывается влияние кризиса. Сильнее всего сокращается сегмент обычных контент-услуг для населения (продажа игр, мобильной музыки и видео). Спрос на большинство подобных услуг носит импульсивный характер, поэтому мы связываем падение, в первую очередь, со стремлением людей сэкономить на связи в целом. Если первыми начали экономить корпоративные клиенты операторов, то сейчас волна докатилась и до потребительского рынка. При этом есть и усугубляющие факторы - например, некоторые операторы запускают “горячий” биллинг услуг, т.е. абонент не может уйти в “минус” - если услуга стоит больше чем остаток денежных средств на счете у оператора, абонент ее не получит. Все это действительно может привести к стагнации сегмента в 2009 году», - прогнозирует управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.Такие оценки поддерживает г-н Александров: «Еще совсем недавно рентабельность мобильных сервисов была достаточно высокой, и российский рынок VAS развивался быстрыми темпами. Однако в условиях кризиса потребление абонентами сервисов стало снижаться, вследствие чего операторы начали применять антикризисные меры, одной из которых стало уменьшение отчислений контент-провайдерам. Как следствие - небольшие и слабые провайдеры начинают экономить на качестве предоставляемых услуг и, вероятнее всего, быстро уйдут с рынка. А насколько хватит запаса прочности более сильных игроков, неизвестно. Очевидно, что если «антикризисные» меры операторов будут длиться достаточно долго, ситуация для рынка может стать критичной, а вопрос о рентабельности – неактуальным».