Принцип Calling Party Pays (CPP), или "платит звонящий", должен был начать действовать еще 1 июля 2005 года, однако, год назад участники рынка оказались не готовы пересмотреть свои тарифы в соответствии с нововведением, и регулятор отложил переход на оплату разговора вызывающим абонентом до 1 июля этого года. День "Х" стремительно приближается, а участники рынка до сих пор спорят о цене вопроса.
Долгая дорога Магомета к горе
Так называемая схема - "платит звонящий" - была рекомендована Международным союзом электросвязи и успешно используется в подавляющем большинстве стран ЕС, СНГ, в Австралии и некоторых странах Азии.
В России CPP встретили с энтузиазмом, но внедрять не спешили – сначала называли дату 1 июля 2005 года, потом 1 января 2006. Летом 2005 года эйфорию сменили недоумение и протесты. Причиной стало неловкое заявление чиновников Мининформсвязи о введении оплаты звонков с домашнего на сотовый телефон. При этом сотовым операторам не запрещалось взимать плату за входящие. Получалось, что за такой звонок платят и звонящий, и абонент, принимающий звонок.
В начале марта 2006 года президент-таки одобрил поправки к закону "О связи", по которым отменяется плата за входящий звонок на любой телефон. Предусмотрено только три исключения: если звонок совершается с помощью телефониста за счет вызываемого абонента, если человек звонит на бесплатную горячую линию, и если вызываемый абонент находится в роуминге.
При детальном рассмотрении выяснилось, что на практике CPP означает потерю доходов операторов от входящих вызовов (около 10%), появление счетов у фиксированных операторов за платные звонки на мобильные телефоны, изменение структуры и объема трафика (абоненты начинают по-другому использовать услуги связи), а следовательно и доходов операторов, появление понятия "услуги завершения вызова на мобильных сетях", то есть платы фиксированных операторов мобильным.
Дабы обсудить все неувязки и утрясти грядущие проблемы 24 мая все заинтересованные стороны собрались за круглым столом. В обсуждении CPP приняли участие представители операторов "большой тройки", Мининформсвязи, Федеральной службы по тарифам (ФТС), Ассоциации региональных операторов и "Связьинвеста".
1 цент, который изменит все
По новым правилам звонки с фиксированного телефона на мобильный (в пределах одного субъекта Федерации) приравниваются к внутризоновым. Таким образом Мининформсвязи избежало юридического казуса с двойной оплатой звонков. До введения новой категории получалось, что звонки со стационарного телефона на мобильный абонент оплачивает два раза. Первый раз, когда вносит абонплату за месяц, второй – когда оплачивает пришедшие квитки.
Новую тарификацию Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обещает озвучить в лучшем случае 5-6 июня, но дело может затянуться и до 20 июня. Ранее заместитель министра информационных технологий и связи, Дмитрий Милованцев, заявлял, что минута вызова с городских на мобильные будет стоить от 1,8 до 3 руб. (то есть 0,06-0,10 USD).
Сейчас главная тема обсуждения в недрах министерства – стоимость услуги завершения вызова на мобильных сетях, от которой напрямую зависит цена минуты для конечного пользователя (к стоимости для фиксированного оператора приплюсовывается его процент прибыли от предоставленных услуг). На круглом столе главный инициатор введения CPP Виталий Слизень заявил, что сейчас рассматривается цифра 3-4 цента за минуту. Для пользователя конечный тариф, по его мнению, должен составлять 5 центов.
"Главная цель введения CPP – развитие конкуренции, мы хотим дать возможность развиваться и фиксированным, и мобильным операторам. Когда в одних руках сосредоточено установление тарифов, происходит дестимулирование фиксированных операторов", - защищает интересы МРК господин Слизень.
А решение "ВымпелКома" и МТС об увеличении цены на обмен трафиком в пять раз, он назвал прямым давлением на рынок и само министерство. Не исключено, что таким образом, компании действительно пытаются компенсировать грядущие потери. "Подготовку к CPP операторы начали еще до введения принципа "платит звонящий, - рассуждает Сергей Аверин, аналитик ИАА "Сотовик". - Поэтому можно ожидать, что после введения CPP межоператорские тарифы повысят все крупные компании. Как следствие, могут пострадать более мелкие операторы - чтобы удержаться на рынке, им придется либо повышать тарифы, либо, как ни дико это звучит для России, ухудшить качество связи, а конкретнее – дозвона".
А Андрей Тимошин, эксперт Общества потребителей мобильной связи (ОПМС), считает, что операторы не только будут компенсировать свои потери, но еще и попытаются заработать на нововведениях: "Не так давно глава "ВымпелКома" Александр Изосимов говорил, что убытки от CPP могут составить до 10% от годового оборота компании, то есть для "ВымпелКома" — до 300 MUSD. Операторы с таким положением дел мириться не будут. Мы уже видели, как "Билайн" и МТС взвинтили цены на интерконект. Думаю, что на этом дело не закончиться, операторы найдут еще какие-нибудь ходы".
В кулуарах после круглого стола представитель "Связьинвеста" и чиновник ФСТ возмущались, что зря потеряли время на этом мероприятии. Они были явно не довольны тем, каким видит переход на CPP операторы "большой тройки": "Почему мобильные операторы закладывают в трафик 40% рентабельности, а мы должны 10%?".
"… или отключим газ"
Стоит отметить, что на начальной стадии проекта внедрения CPP мобильные операторы не участвовали, поэтому сейчас они всеми правдами и неправдами пытаются отстоять свои интересы. На круглом столе "большая тройка" выступила единым фронтом. По их мнению, та цена, которую предлагает министерство (3-4 цента за услугу завершения вызова на мобильных сетях), несправедлива. Они грозятся, что некорректная схема реализации CPP в России может привести к негативным последствиям для отрасли мобильной связи в целом. По оценке МТС, потеря доходов отрасли может составить около 1 млрд. USD.
"Большая тройка" предлагает уровень тарифа на мобильное завершение в 5 центов за минуту, а для конечного пользователя в 7-8 центов (2,20 рубля). Они уверены, что данный вариант является компромиссным как для них, так и для фиксированных операторов. При этом операторы особо подчеркивают, что готовы согласиться с тарифом несколько ниже себестоимости, учитывая социальную значимость вопроса.
Однако операторы все-таки грозятся, что будут вынуждены повышать тарифы за исходящие, если регулятор к их пожеланиям не прислушается: "Если компенсации затрат операторов будут неадекватными, операторы вынуждены повышать тарифы", - заявил Михаил Шамолин, вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС.
Алексей Ничипоренко, заместитель генерального директора "МегаФона" по технике и развитию, пояснил, что даже имея нулевой баланс абонент все равно будет принимать звонки с любых телефонов. "Пойдет резкое увеличение нагрузки со стороны фиксированных операторов, сети моментально умрут, - прокомментировал он. - Встает вопрос, что должен делать оператор, чтобы поддержать некие нормативы качества своих сетей? Выхода два: либо ограничение нагрузки от фиксированных абонентов, либо рост тарифов". Оба эти варианта негативно отразятся на абонентах.
Клиент будет не прав
Во всей этой ситуации больше всего пострадают абоненты. Тем, кто привык звонить с городских на мобильные (например, в случае отсутствия мобильного телефона) придется привыкать оплачивать счета. Мобильные абоненты с одной стороны выиграют от бесплатных входящих, но с другой – их ждет возможное повышение стоимости исходящих. Правда, пока операторы не заявляли, что будут менять сетку существующих тарифов, но новые планируют уже из расчета потерь от CPP, как это было с билайновским "Проще говоря". "Абонентам придется несладко – исходящие звонки подорожают на 25-30%. И еще к поминутной тарификации, возможно, прибавится плата за факт соединения", - прогнозирует Сергей Аверин.